Загадка: публичное одиночество, которое в радость



Название издания: Московский комсомолец в Саратове
Дата выхода: 10.05.2017
Автор(ы): Светлана Микулина


Мы побывали в гостях у народных артистов РФ Светланы Лаврентьевой и Юрия Ошерова

По квартире не просто ходил — фланировал симпатичный пёс Филимон.

В просторном и солнечном зале солидное пространство занимает огромное старинное зеркало в красивой резной раме. В шкафу, деля соседство с театральными куклами и сувенирами, теснятся прижизненные издания многих отечественных классиков...



Достоевский и воры

Юрий Петрович демонстрирует мне огромную подшивку дореволюционной «Нивы» и старинного ДОСТОЕВСКОГО.

— Однажды, ещё в советские времена, нас обокрали и — не поверите — именно антикварные книги позволили нам вернуть имущество, — рассказывает Светлана ЛАВРЕНТЬЕВА. — Воры притащили все книги в тогдашний «Букинист». Как и положено, все старинные издания тамошние продавцы переписали по номерам плюс попросили паспорта продавцов книг. Когда мы заявили о краже, визит оперативников в «Букинист», должно быть, сразу всё и прояснил.

— Двух известных актёров, столько лет работавших с КИСЕЛЁВЫМ, просто грешно не спросить про главного сценического учителя их жизни. Кем был Юрий Петрович Киселёв для вас двоих?

— Я его страшно боялась, — отзывается Светлана Васильевна. — Просто гигантскими мурашками покрывалась, когда он появлялся. Он говорил «деточка», а во мне всё замирало. Словно сам Господь Бог со мной разговаривал! На одной репетиции Киселёв говорит Юре: достань белый платочек из кармана и взмахни им! А у меня, помню, сердце испуганно-сокрушённо покатилось: какая же я бесталанная жена, думаю, ведь у Юры нет в кармане такого платочка! И никогда не было! И что, интересно, Юрий Петрович Киселёв за мою бесхозяйственность со мной сделает?!

А вот ещё одного гениального режиссёра Вадима Ивановича ДАВЫДОВА я вовсе даже не боялась. Он был замечательный сказочник. Легендарный «Аленький цветочек» создавался в первой редакции именно в его постановке.

— Ещё бы ты Давыдова боялась! — подхватывает беседу Юрий ОШЕРОВ, — Вадим Иванович был красавец мужчина плюс прославленный женолюб! Дон Жуан театральный. Очень любил рядышком с актрисами им роли растолковывать, улыбками и комплиментами осыпать. А что касается Юрия Петровича, то я ведь вырос без отца и потому думаю, что Юрий Петрович стал для меня не просто учителем, а почти усыновившим меня в театре духовным отцом. С младшей школы я ведь в ТЮЗе обретаюсь!

— У вас были предчувствия о скорой кончине Киселёва?

— Никаких! Предчувствия были у сцены. В день кончины Юрия Петровича мы играли «Вечного мужа», и, как мы осознали немного позднее, именно на словах о смерти, которые произносил замечательный актёр Григорий ЦИНМАН — царствие ему небесное — и ушёл наш великий педагог. Сцена умеет предсказывать лучше всех гадалок в мире.



Юная бабушка

— Говорят, истинный артист будет работать на полную катушку даже для одного зрителя. А вот интересно, вы бы смогли реально играть перед одним человеком?

— А у нас состоялся однажды именно такой спектакль. Друг и коллега Юрия Петровича Александр Иванович ЩЁГОЛЕВ опоздал как-то на чрезвычайно интересный театральный капустник и очень горевал по этому поводу. Видя, как он сокрушается, вся труппа, занятая в этом феерическом действе, приняла решение сыграть этот спектакль ещё раз. И все играли с полной самоотдачей! А в зале сидел один-единственный человек, прослезившийся от необыкновенности с ним происходящего, от почти королевской почести, оказанной ему театром.

— Травести — это неизбежный переход от ролей детей к ролям бабушек и дедушек. Тяжко осуществлять подобный переход? И ещё один вопрос: уже выйдя из возраста девочек и мальчиков, хотя бы однажды дерзнули туда вернуться?

— Однажды на гастролях в Риге — мне было уже шестьдесят — я рискнула и сыграла маленькую Бабу Ягу. Рижская сцена, удачно отдалённая от зрителя, позволила совершить такое красивое безумство. Это оказалась такая радость! Кружусь я, гоняюсь по сцене, хулиганю, значит, и так мне хорошо! И вдруг — почти одновременно с этой «хорошестостью» мысль меня настигает: а не сошла ли ты, Света, с ума? Тебе лет-то сколько?! Ты о своём возрасте помнишь?! Но мысль эту я выдворила за шкирку, потому как зал принимал замечательно. А один критик отозвался обо мне, что я совершеннейший ребёнок. «Вы знаете, сколько этому «ребёнку» лет?» — вернули его на грешную землю мои коллеги. Критик потом на банкете ошеломлённо-пристально вглядывался в меня. Должно быть, маленькую девочку во мне искал! (Смеётся.) А что до бабушек, то я их даже полюбила играть.

— И любимые бабушки есть среди ролей?

— Конечно! Это эпизодическая бабушка из «Маленькой Бабы Яги», главная бабушка из «Как бы нам пришить старушку». За бедствующую старушку я недавно даже зрительский гонорар отхватила! (Смеётся.)

— Да вы что?!

— Ну да. Благодарный зритель пришёл выразить восторг и вручил мне конверт. Я думала, открытка меня ждёт, открыла дома конверт, а в нём… пятитысячная купюра. И вернуть денежку я уже не могу — зритель-то адреса обратного не оставил! Похоже, это тот самый случай, когда человек соединил актрису с моим персонажем. Думал, наверное, что и я, как моя героиня, терплю невиданные бедствия.

— Юрий Петрович, а вы с «эрой травести» каким образом расставались?

— Мне было в чём-то проще, в чём-то сложнее, чем жене, потому как я с головой ушёл в режиссуру.

— Давно хотела спросить: как вы, Юрий Петрович, сочинили один из самых сложных, на мой взгляд, спектаклей в истории ТЮЗа — душераздирающую драму «Сотворившая чудо»?

— Спектакль этот долгое время не создавался. Вообще не строился — хоть плачь! Напомню тем, кто не знает: это история о слепоглухонемой девочке и гувернантке, сумевшей не просто адаптировать страшно больное дитя к жизни, но и воскресившей её душу. Это было невероятно сложно сделать сценически, и потому мы отправились в подмосковный Загорск, где есть закрытый интернат для слепоглухонемых детей. Это оказался такой нравственно-духовный опыт — на множество жизней хватит. Девочка там жила невероятной красоты. Слепоглухонемая. Она садилась за фортепьяно и играла. Что-то простое и незатейливое играла, но это — напомню — был человек, лишённый всех основных чувств. Юная красавица поворачивала к нам голову и довольно эффектно переворачивала ноты. Ей хотелось выглядеть настоящим музыкантом!

Мы, помню, все до единого буквально задыхались от слёз. А при воспитанниках ТАКОГО специфического заведения не то что рыдать — даже впадать в печаль категорически запрещалось. Эти ничего не видящие и не слышащие немые дети каким-то образом чувствовали всё, происходившее вокруг них. И потому, периодически выбегая в коридор, мы выплакивались там — и назад.

Когда вернулись из Загорска, спектакль получился мгновенно.



Коньяк из самовара

— Есть ли в жизни вашей супружеской и актёрской четы одно на двоих самое счастливое событие и одно на двоих — самое горестное?

— Можно, я скажу? — Юрий Петрович устало снимает очки. — Самое счастливое это наша со Светкой комсомольская свадьба. Счастье, что мы вообще встретились и вот так всё ладно устроилось. По законам того сильно заидеологизированного времени, за нами приглядывали старшие товарищи, партийные вожаки, и потому свадьба должна была быть безалкогольной, но гостям исправно наливали из самоваров загримированные под чай напитки — кому коньяк, кому вино, кому самогонку, — смеётся Юрий Петрович Ошеров.

— На нашей свадьбе даже люстра упала на стол — по счастью, никого не задев, — подключается к разговору Светлана Лаврентьева и, вздохнув, заключает:

— Ну а самые большие несчастья — это смерть театральных коллег, друзей, самого Мастера и ещё — пожар старого ТЮЗа. Я, если честно, от того несчастья до сих пор ещё не отошла. Что-то во мне самой сгинуло и сгорело в том проклятом пожаре.

— Светка всё сказала. Мне и добавить нечего, — резюмирует Юрий Петрович. — Если только то, что без театра нельзя жить. Из него нельзя уйти, хотя в нём ведь не только радость, в нём порой больно, трудно, стрессово, в нём и ревность, и зависть есть, в нём почти всегда непросто, но соединившись, всё это вместе рождает необыкновенное счастье. Одна театральная критик недавно очень точно и образно сравнила талантливый театральный процесс со скальпелем без наркоза. Тот, кто прошёл через этот процесс и остался в живых, уже не сможет жить без театра. Театр — это не работа, не молитва, это приручение себя к другим, а других к себе. Театр — это публичное одиночество, которое тебе в радость!

— На вашей театральной памяти и в вашем театральном репертуаре есть спектакль, который вы воспринимаете, как неожиданный и драгоценный подарок?

— Это «Старосветская любовь». Валерий Владимирович ПРОЗОРОВ, знаток ГОГОЛЯ и наш знаменитый филолог, подарил актёру и поэту ТЮЗа Боре ФЕДОТОВУ идею написать инсценировку по «Старосветским помещикам». Мы оба очень хотим, чтобы этот спектакль пожил побольше. Не потому, что мы в нём заняты, а потому, что это про идеальную любовь.

— Когда спектакль играется последний раз и уходит из репертуара, в ТЮЗе актёры как-то отмечают это событие на сцене?

— Мы раньше, когда проговаривали монологи своих героев ближе к концу спектакля, в финале, если текст пьесы это благословлял, говорили одно коротенькое слово: «Всё». И это повторяющееся «Всё» сродни шифру для посвящённых.

— Дорогие народные артисты, а существует ли в ваших душах профессиональных травести что-то, до сих пор плотно роднящее вас с детством?

— Уже зрелым человеком я боялся, что не наступит весна. Что холодная-прехолодная зима возьмёт и останется, а тепла не будет, — отзывается Ошеров. — И этот страх был так велик, что я очень сильно радовался, когда ощущалась оттепель. А ещё, опять-таки уже во взрослости, мне казалось, что я овладел секретом полёта. Надо просто много и глубоко вдыхать в себя воздух, а выдыхать категорически не надо. И тогда начнётся подъём в воздух и полёт!

— Ой, а у меня всё проще! — звонко смеётся Светлана Васильевна. — В детстве май всегда соединялся для меня с обновками. Во мне в эти дни словно счастье позвякивало! И ещё казалось: на весенней улице, на первомайской демонстрации все обязательно будут на меня смотреть, мной любоваться, и значит, на мне должны быть новые красивые туфельки и обязательно белые носочки.

— А вас быстро начали узнавать на саратовских улицах?

— Быстро — нам ведь невероятно повезло с театром, режиссёром, репертуаром, ролями. Мы играли много интересного. И потому идём обычно по улице, и шепоток сладостный рядышком шуршит: Ошеров, Лаврентьева… И ещё радостнее становилось! Потому что, когда актёра узнают, он всегда радуется. А тот, кто утверждает по-другому, привирает или недоговаривает…

Светлана Микулина

http://saratov.mk.ru/articles/2017/05/10/zagadka-publichnoe-odinochestvo-kotoroe-v-radost.html

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости