Среди погибельных лесов



Название издания: САРЫТАУН.АРТ
Дата выхода: 19.03.2020
Автор(ы): Ирина Крайнова


«Шел май 1942 года. Стояли белые ночи. Длинные сумерки дышали густым настоем зацветающих трав. А зори здесь были тихими-тихими…»

Про тихие-тихие зори в новом спектакле говорит одна из пяти его  героинь .N-ая  по счету постановка великой прозы фронтовика Васильева к 75-летию Победы.Казалось бы,  уже все  знаешь  про этих девчонок, навсегда оставшихся в погибельных карельских лесах (как окрестил их старшина Васков - Алексей Карабанов), в  «мертвом, погибельном месте» среди  болотных трясин. Вот  и Лизу Бричкину  - самую крепкую, умелую, знающую лес, как свои пять пальцев (Ирина Протасова), болото загубило. А всего лишь позабыла девушка   болотные слеги, окрыленная надеждой на  любовь хмурого старшины. И Соня Гурвич (Евгения Кутенева) гибнет  ни за что, в прямом смысле   за понюшку табака.  А  Галя Четвертак,  маленькая детдомовская  врушка ( не потерялась  Надежда Червонная среди превосходно играющих ведущих актрис) сама под пули  фашистские кинулась  - нервы не выдержали. И остается Васков с двумя девчонками против хорошо обученного  отряда  диверсантов.  И легли они  в эту топкую землю на краю земли, где «непролазная темь осинников, бурелома, еловых чащоб», но врага  не пустили дальше.  В памяти чудом выжившего старшины пять девушек соединились в одно существо  - юное, прекрасное, полное веселой энергии.  Которому бы    жить  да  жить…

Страшен  стал  Васков после гибели всех пятерых, черен лицом . Нет, он не «трясся в ознобе», не  «смеялся сквозь эти слезы», не  кричал, как прописано в повести. Федот Евграфыч  как-то странно замер, неловко вскинув руку с несуществующей чекой и   спросил яростным шепотом: « Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли…»

Это пик  спектакля Елены Красновой  и Виктории Самохиной. На Малой сцене тюза Киселева, в полуметре  от затаившего дыхания зрителя.И   все то, что будет после: приход «наших», включая самих режиссеров в ладной военной форме, пленение и увод рослых «фрицев», не имеет уже никакого значения. Важно  только то, что случилось с той минуты, как  мы увидели  эти роскошные женские тела, вольно  раскинувшиеся   в разных позах, почувствовали их  глубинную сущность, связь с матушкой-землей, услышали знаменитую фразу  коменданта Васкова («Нашли, значит, непьющих…»),  и до того мгновения, как безоружный старшина, оставшись совсем один, одолел фашистов.

А между  этими двумя мгновениями -  больше часа,  история, известная до мельчайших подробностей,  становившаяся порой  дежурной  (перед гибелью каждая вспоминает свою жизнь, луч высвечивает ее из мрака сцены и прочее...), но  рассказанная тюзом как своя собственная, присваивается и зрителем.

Мы видим бравую помкомвзвода Кирьянову (Жанна Волошина). Она так солнечно хороша, смел а и  раскованна,  что   было  бы странно, если б  из женского населения 171-го разъезда   старшина Васков выбрал  не ее, а какую-нибудь там «хозяйку». Недаром  же  ловко рубит он  дрова, играя  всеми мускулами  под самым  ее  носом.

Девчонки, присланные на смену пьющим мужикам,  непривычно смешливы. Я их хорошо знала, девчонок образца 22-23 года: много говорила с летчицами-расковцами. Они были именно такими. Нескладными поначалу -  в  больших гимнастерках ,в сапогах не по росту  -  веселыми  хохотушками, не  пока отвыкшими  от первых поцелуев  в «киношках» и  первых вальсов в клубах. Большая беда и большая война сделали из них солдат.

Но  зачем  это было надо? Матерям неродившегося поколения посвятил свою  пронзительную повесть Борис Васильев. Где-то ж  они есть, души тех, кто  так  и  не стал матерями.  Инсценировку  писала Елена Краснова. Одна фраза   была в  тексте про тамошние фольклорные места, за нее и ухватилась  автор : «Газ болотный выходит, не бойтесь. Потревожили мы его…Старики бают, что аккурат в таких местах хозяин живет, лешак, значит. Сказки, понятное дело…»Вместе с соавтором постановки она делает «гибельные карельские леса» обиталищем  женских  душ. Пучина, засосавшая Бричкину (и  оживающая в спектакле шевелящейся,  леденяще ползущей   сеткой – то ли маскировочной, то  ли снимающей земной покров), не пощадила  остальных, превратив  их  в русалок с веночками в распущенных волосах.  Предсмертный крик каждой  - как переход в иное  состояние.

Не сразу  поняла, когда они, еще  живые,  маняще потянулись к Васкову. Не, не  плотское в них проснулось  - древнее, тотемное, от пращуров .Отсюда  непонятная протяжная песня.  И простые белые рубахи. И загадочные улыбки в финале.  Из «девах, шумных и задиристых»,     ковалась    вековечная  женская сущность. Однако «маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества» грубо перерезана  вражьим ножом ,как образно  замечает  писатель.   Но слова могут  затереться, потерять начальную силу. Значить так мало. А тут мы  чуем, слышим, видим  эту «пряжу» среди сухих стволов  и щелястых  досок (образно решила  тему художница Ольга Колесникова).

« Опять же туман помогал: та весна туманистой была. Чуть солнце за горизонт уходило, низины словно дымком подергивались, туман слоился, цеплялся за кусты »... Дымов-туманов в   зал   не много  напустили (что  тоже было  бы общим местом), но другую книгу     напомнили. «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает».

Нет ни в повести, ни в постановке никакого  натужного пафоса (мол,«это праздник со слезами  на глазах» и проч., проч.)  А есть неизбывная   тихая печаль,  когда уже  отшумели  все тризны,  убрали все поминальные столы. И  в  этом коренное отличие  тюзовской  от прежних постановок.

Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/418420.html

Назад в раздел

Новости

19.04.2025 Посмотрите «Как важно быть серьезным» до премьеры!

Разыгрываем пригласительный билет на предпремьерный показ спектакля Игоря Яцко


11.04.2025 Дали старт «Большим гастролям»

11 апреля начались гастроли театра «Школа драматического искусства» в Саратове


07.04.2025 «Большие гастроли» в Москве

Три дня спектаклей, эмоций и вдохновения – завершились наши гастроли в Москве


01.04.2025 Старт продаж на май

3 апреля 2025 г. в 10:00


Все новости