«Белая гвардия» в стране невыученных уроков



Название издания: Твой Саратов
Дата выхода: 23.12.2018
Автор(ы): Светлана Дергачева


В Саратовском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Белая гвардия» по Михаилу Булгакову в постановке Георгия Цхвиравы (наверняка это имя знакомо саратовцам по спектаклям «Вишневый сад» и «Дядюшкин сон»).

Роман «Белая гвардия» был для Булгакова автобиографичным: семья Турбиных – это его семья, и даже фамилия из семейного древа, от бабушки по материнской линии, и живут они в том самом булгаковском доме (ныне музее) на Андреевском спуске, 13, писатель пережил бесконечные смены власти в Киеве, многие сцены из романа – не выдумка. На страницах книги Булгаков описал и себя, и родственников (с которыми, кстати, из-за этого испортились отношения), и друзей, и знакомых.

Первая редакция пьесы появилась сразу после выхода романа, ее заказал Булгакову МХАТ, но эта редакция не была принята ни Станиславским, ни актерами: сохранив все сюжетные линии романа, она вязла в огромном количестве персонажей. Режиссер Георгий Цхвирава (Омск), тем не менее, опирается в своей постановке именно на этот вариант, добавляя в пьесу сцены из романа и «оставляя за кадром» практически все, выходящее за пределы дома на Андреевском спуске (именно потому спектакль получил подзаголовок «сцены в турбинском доме». Единственная «недомашняя» сцена – когда полковник Малышев (весьма убедительный Алексей Карабанов в этой микроскопической роли) объявляет о бегстве гетмана – урезана до короткого объяснения и выглядит как минимум чужеродно, как максимум – непонятно для тех, кто не знаком или не помнит текст романа. Раз уж из пьесы ушли все военные коллизии, то об этом факте зрители могли узнать каким-то другим способом.

В остальном же постановка максимально передает дух булгаковской «Белой гвардии»: атмосфера дома Турбиных, который, как магнит, притягивает к себе людей, где можно спастись от стужи, обсудить текущее положение, переночевать, влюбиться, бережно воссоздается режиссером и артистами, в нее погружаешься с первых минут, она очаровывает и затягивает. И с самых первых мгновений на эту атмосферу работает сценография Алексея Вотякова (Магнитогорск), который уже в четвертый раз сотрудничает с саратовским ТЮЗом: уютная гостиная с пианино, фотографиями, часами, огромным столом и печкой, обложенной изразцами, и кремовыми шторами… впрочем, и здесь не обойдется без театральных превращений, и мы с легкостью перемещаемся на первый этаж, к хозяину дома Василисе, шагнувшему в спектакль со страниц романа.

Художник по свету Тарас Михалевский (Москва) – мастер, который также не первый раз творит волшебство на Большой сцене ТЮЗа, с его легкой руки образы булгаковских героев то словно проступают сквозь время со старых фотографий, то выхватываются одинокими лучами – и только беспокойные  тени мечутся по стенам. Ну а музыка, написанная для спектакля Михаилом Третьяковым, завершает эту приглушенную совершенную пастель – браво постановочной группе!

Но главные творцы этого чуда – Евгений Сафонов (Алексей Турбин), Артем Кузин (Мышлаевский), Михаил Третьяков (Лариосик) и Алексей Кривега (Студзинский).

Алексей Турбин в исполнении Евгения Сафонова – самый цельный персонаж. В спектакле по-особому остро ощущается, как Турбины отгораживаются от того, что происходит в стране своими кремовыми шторами, но реальность вмешивается в их быт: бегство  Тальберга, возвращение обмороженного Мышлаевского, ранение Алексея, ограбление Василисы… Евгений Сафонов транслирует великую боль потери России старой и четкое осознание: бежать некуда. Его герой даже в состоянии безысходности не теряет достоинства.

Артем Кузин – Мышлаевский – трижды браво. Один из самых задушевных персонажей, любитель выпить и поволочиться, душа компании и настоящий русский офицер. Именно Турбин и Мышлаевский отвечают в спектакле за главную мысль: несмотря ни на что, Родина остается Родиной, бессмысленно бежать.

Лариосик, неожиданно появляющийся у Турбиных, становится одним из центральных персонажей, благодаря блестящему Михаилу Третьякову. Добродушный, обаятельный недотепа прочно войдет в семейный круг Турбиных, да так и останется – еще одна неприкаянная душа, плененная теплом этого дома.

Режиссер и актеры тонко чувствуют булгаковский юмор — он в спектакле один из главных персонажей. Забавные пикировки Мышлаевского и Лариосика, несколько проходных эпизодов с горничной (Мария Лучкова) — из таких мелочей строится аура этого семейства.

Елена, «Лена ясная», сестра Алексея и Николки, центр притяжения турбинского дома, на чей свет, как мотыльки, слетаются разные по характеру и отношению к жизни мужчины… Увы, нет в образе, созданном Эльвирой  Иртугановой, ни этого внутреннего света, ни внутреннего стрежня, помогающего Елене управляться с домом, нашпигованным неординарными личностями, – они ее просто затмевают. Единственная сцена, в которой характер Елены немного приоткрывается зрителям – где она отучает Шервинского (Олег Верин) лгать, – несомненно, удалась, но одной сцены для понимания образа катастрофически мало.

Неожиданно появление Руслана Дивлятшина в роли Тальберга: холодный, бесстрастный, расчетливый муж Елены в его исполнении получился скорее смешным, но в то же время абсолютно чужеродным элементом в атмосфере турбинского дома – актеру удается это донести всего за несколько минут присутствия на сцене.

Петлюровский кошмар, бушующий за окнами, мы прочувствуем лишь однажды: именно для этого появляется в спектакле хозяин дома Василиса со своей женой Вандой. Юрий Ошеров и Нина Пантелеева здесь почти гоголевские персонажи, волею судеб попавшие в лихолетье гражданской войны. В стремительной, мощной по впечатлению сцене обыска (в роли петлюровцев Владимир Егоров, Александр Степанов и Михаил Селиванов) становится очевидна разрушительность, гибельность сил, которым противопоставлен круг турбинского дома, для которого честь и благородство не пустые слова.

Спектакль о событиях, происходящих ровно сто лет назад, иногда звучит избыточно злободневно, и это остро почувствовали зрители. Что ж, история в очередной раз повторяется. Выучим ли мы в очередной раз преподанный нам урок…

Источник: https://tvoysaratov.ru/teatryi/tyuz/belaya-gvardiya-v-strane-nevyiuchennyih-urokov.html
Автор: Светлана Дергачева

Назад в раздел

Новости

06.09.2019 3 октября пройдет творческий вечер Юлия Кима на Большой сцене ТЮЗа

В четверг 3 октября 2019 года в 19.00 на Большой сцене Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва...


28.08.2019 22 сентября премьера памяти Ю.П. Ошерова — «Тропа» по «Бемби» Ф.Зальтена

22 сентября 2019 года в 18.00 на Большой сцене ТЮЗа на площади Киселёва состоится премьера, посвященная...


28.08.2019 Прослушивания в Детскую Студию им. О.П. Табакова при театре

Детская студия имени О.П. Табакова при Саратовском ТЮЗе объявляет дополнительный набор детей в возрасте...


05.09.2019 5 сентября — ЮБИЛЕЙ Заслуженной артистки России Тамары Константиновны Лыковой!

5 сентября отмечает свой Юбилей Заслуженная артистка России, ведущая актриса театра Тамара Константиновна...


Все новости