«Белая гвардия» в стране невыученных уроков



Название издания: Твой Саратов
Дата выхода: 23.12.2018
Автор(ы): Светлана Дергачева


В Саратовском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Белая гвардия» по Михаилу Булгакову в постановке Георгия Цхвиравы (наверняка это имя знакомо саратовцам по спектаклям «Вишневый сад» и «Дядюшкин сон»).

Роман «Белая гвардия» был для Булгакова автобиографичным: семья Турбиных – это его семья, и даже фамилия из семейного древа, от бабушки по материнской линии, и живут они в том самом булгаковском доме (ныне музее) на Андреевском спуске, 13, писатель пережил бесконечные смены власти в Киеве, многие сцены из романа – не выдумка. На страницах книги Булгаков описал и себя, и родственников (с которыми, кстати, из-за этого испортились отношения), и друзей, и знакомых.

Первая редакция пьесы появилась сразу после выхода романа, ее заказал Булгакову МХАТ, но эта редакция не была принята ни Станиславским, ни актерами: сохранив все сюжетные линии романа, она вязла в огромном количестве персонажей. Режиссер Георгий Цхвирава (Омск), тем не менее, опирается в своей постановке именно на этот вариант, добавляя в пьесу сцены из романа и «оставляя за кадром» практически все, выходящее за пределы дома на Андреевском спуске (именно потому спектакль получил подзаголовок «сцены в турбинском доме». Единственная «недомашняя» сцена – когда полковник Малышев (весьма убедительный Алексей Карабанов в этой микроскопической роли) объявляет о бегстве гетмана – урезана до короткого объяснения и выглядит как минимум чужеродно, как максимум – непонятно для тех, кто не знаком или не помнит текст романа. Раз уж из пьесы ушли все военные коллизии, то об этом факте зрители могли узнать каким-то другим способом.

В остальном же постановка максимально передает дух булгаковской «Белой гвардии»: атмосфера дома Турбиных, который, как магнит, притягивает к себе людей, где можно спастись от стужи, обсудить текущее положение, переночевать, влюбиться, бережно воссоздается режиссером и артистами, в нее погружаешься с первых минут, она очаровывает и затягивает. И с самых первых мгновений на эту атмосферу работает сценография Алексея Вотякова (Магнитогорск), который уже в четвертый раз сотрудничает с саратовским ТЮЗом: уютная гостиная с пианино, фотографиями, часами, огромным столом и печкой, обложенной изразцами, и кремовыми шторами… впрочем, и здесь не обойдется без театральных превращений, и мы с легкостью перемещаемся на первый этаж, к хозяину дома Василисе, шагнувшему в спектакль со страниц романа.

Художник по свету Тарас Михалевский (Москва) – мастер, который также не первый раз творит волшебство на Большой сцене ТЮЗа, с его легкой руки образы булгаковских героев то словно проступают сквозь время со старых фотографий, то выхватываются одинокими лучами – и только беспокойные  тени мечутся по стенам. Ну а музыка, написанная для спектакля Михаилом Третьяковым, завершает эту приглушенную совершенную пастель – браво постановочной группе!

Но главные творцы этого чуда – Евгений Сафонов (Алексей Турбин), Артем Кузин (Мышлаевский), Михаил Третьяков (Лариосик) и Алексей Кривега (Студзинский).

Алексей Турбин в исполнении Евгения Сафонова – самый цельный персонаж. В спектакле по-особому остро ощущается, как Турбины отгораживаются от того, что происходит в стране своими кремовыми шторами, но реальность вмешивается в их быт: бегство  Тальберга, возвращение обмороженного Мышлаевского, ранение Алексея, ограбление Василисы… Евгений Сафонов транслирует великую боль потери России старой и четкое осознание: бежать некуда. Его герой даже в состоянии безысходности не теряет достоинства.

Артем Кузин – Мышлаевский – трижды браво. Один из самых задушевных персонажей, любитель выпить и поволочиться, душа компании и настоящий русский офицер. Именно Турбин и Мышлаевский отвечают в спектакле за главную мысль: несмотря ни на что, Родина остается Родиной, бессмысленно бежать.

Лариосик, неожиданно появляющийся у Турбиных, становится одним из центральных персонажей, благодаря блестящему Михаилу Третьякову. Добродушный, обаятельный недотепа прочно войдет в семейный круг Турбиных, да так и останется – еще одна неприкаянная душа, плененная теплом этого дома.

Режиссер и актеры тонко чувствуют булгаковский юмор — он в спектакле один из главных персонажей. Забавные пикировки Мышлаевского и Лариосика, несколько проходных эпизодов с горничной (Мария Лучкова) — из таких мелочей строится аура этого семейства.

Елена, «Лена ясная», сестра Алексея и Николки, центр притяжения турбинского дома, на чей свет, как мотыльки, слетаются разные по характеру и отношению к жизни мужчины… Увы, нет в образе, созданном Эльвирой  Иртугановой, ни этого внутреннего света, ни внутреннего стрежня, помогающего Елене управляться с домом, нашпигованным неординарными личностями, – они ее просто затмевают. Единственная сцена, в которой характер Елены немного приоткрывается зрителям – где она отучает Шервинского (Олег Верин) лгать, – несомненно, удалась, но одной сцены для понимания образа катастрофически мало.

Неожиданно появление Руслана Дивлятшина в роли Тальберга: холодный, бесстрастный, расчетливый муж Елены в его исполнении получился скорее смешным, но в то же время абсолютно чужеродным элементом в атмосфере турбинского дома – актеру удается это донести всего за несколько минут присутствия на сцене.

Петлюровский кошмар, бушующий за окнами, мы прочувствуем лишь однажды: именно для этого появляется в спектакле хозяин дома Василиса со своей женой Вандой. Юрий Ошеров и Нина Пантелеева здесь почти гоголевские персонажи, волею судеб попавшие в лихолетье гражданской войны. В стремительной, мощной по впечатлению сцене обыска (в роли петлюровцев Владимир Егоров, Александр Степанов и Михаил Селиванов) становится очевидна разрушительность, гибельность сил, которым противопоставлен круг турбинского дома, для которого честь и благородство не пустые слова.

Спектакль о событиях, происходящих ровно сто лет назад, иногда звучит избыточно злободневно, и это остро почувствовали зрители. Что ж, история в очередной раз повторяется. Выучим ли мы в очередной раз преподанный нам урок…

Источник: https://tvoysaratov.ru/teatryi/tyuz/belaya-gvardiya-v-strane-nevyiuchennyih-urokov.html
Автор: Светлана Дергачева

Назад в раздел

Новости

12.10.2020 Дополнительный набор детей в Студию Табакова при ТЮЗе

Детская студия им. О.П. Табакова при Саратовском ТЮЗе Ю.П. Киселёва объявляет в октябре дополнительный...


01.10.2020 Внимание! Все спектакли в октябре 2020 года отменяются!

Уважаемые зрители!

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией и согласно постановлению Правительства...


03.09.2020 Информация о «Снежном шоу Славы Полунина»

Уважаемые зрители!

20-24 ноября 2020 года на Большой сцене Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва...


17.09.2020 Светлана Лаврентьева стала лауреатом премии «За великое служение театру для детей»

Народная артистка России Светлана Васильевна Лаврентьева стала лауреатом Специальной премии фестиваля...


Все новости